К. ГлинкаЗаключениеТем, кто взял на себя труд ознакомиться с приводимыми в нашей работе выводами и проведённым анализом, будет совершенно очевидно, что ни одна из этих теорий не в состоянии ответить на интересующие нас вопросы в силу ограниченности подхода. Ответы могут быть получены только в том случае, если рассматривать все теории вкупе, найти объединяющее их начало. Salvatore Attardo, взявший на себя труд изучить все имеющиеся теории юмора, справедливо заключает, что
В то же время, Attardo выделяет семантическую теорию Raskina, как
Но он же отмечает, что сам Raskin оценивает свою теорию более сдержанно. Он полагает, что теория, основанная на семантических различиях, не в состоянии дать количественую оценку субъекта юмора. Мы видели на примере медицинского анекдота, что это утверждение вполне справедливо. Более того, теория эта не ставит даже задачи ответить на вопрос: Почему люди смеются. В этом смысле сравнение семантической теории с теорией магнитов как тел, обладающих полюсами, представляется вполне закономерным. Разработанная теория юмора отвечает, как нам представляется, на все поставленные вопросы. Тайна юмора становится простой и почти очевидной. Разработанная концепция не противоречит ни одной из существующих теорий. Напротив, найдено общее основание для всего, написанного до сих пор. Теория юмора скорее объединяет наиболее очевидные концепции и данные науки в простую и стройную логическую систему. Более того, она находится в согласии с экспериментальными данными, сведениями и фактами из таких точных наук, как генетика и физиология. В разработанной теории сформулирована цель юмора. Реакция человека на шутку или анекдот определяется не изяществом литературной обработки текста и не подачей его, но только той прибавкой к социальному статусу человека в группе, которую рассказываемая шутка или анекдот доставляют. Юмор – бескровное, бесконтактное, интеллектуальное оружие, данное человеку для повышения его статуса по сравнению с окружающими. Это оружие может использоваться в непосредственном интеллектуальном сражении, когда целью является получение превосходства над соперником, унижение его, победа в словесном поединке. Это же оружие может использоваться для более мягкого продвижение по социальной лестнице, достижения внимания и авторитета в группе. Наконец, оно служит для привлечения внимания особей противоположного пола, что, как мы видели, заложено во вполне конкретном генетическом алгоритме развития человека. Поскольку цель юмора сформулирована, механизм воздействия юмора представился вполне определённым. Рассказчик или автор шутит для повышения собственного социального статуса. Шутка должна быть составлена и преподнесена таким образом, чтобы статус слушателя также повысился, а статус высмеиваемого — понизился. Любой образец юмора представляет собой либо насмешку, ставящую целью унизить высмеиваемого и повысить статус остальных за его счёт, либо интеллектуальную задачу, повышающую статус тех, кто её разгадал. Задача, составляющая основу любого образца юмора возвышения, должна иметь оптимальную сложность для того, чтобы быть разрешённой с течение короткого времени. В этом случае импульс эмоций достигает максимального значения. Радость от разрешения интеллектуальной задачи, связанная с повышением социального статуса приводит к всплеску эмоций, выражающемуся в улыбке, смехе или хохоте. Безусловным достоинством предлагаемой теории можно признать тот факт, что она не нуждается во введении новых терминов, обходится без туманных понятий. Юмор – примитивное чувство и его природа объяснена самыми простыми средствами. Создан элементарный математический аппарат, позволяющий производить количественную оценку эффекта юмора. Продолжение следуетЧто же дальше? Казалось бы, неразрешённых вопросов не осталось и завеса над тайной юмора поднята навсегда. Представляется, что основные положения настоящей работы имеют более широкое приложение. В первую, очередь, это касается такого искусства, как юмористическая проза. При чтении юмористических романов, повестей или рассказов, читатель лишь изредка разражается смехом. Однако, по мере чтения он получает удовольствие, отличное от удовольствия при чтении серьёзных литературных произведений. Разработанная теория позволяет производить подробное рассмотрение юмористических произведений с численным анализом каждого эпизода, в котором ЭЮ отличен от нуля. Очевидно, что множественные эпизоды мягкого юмора имеют кумулятивный эффект, направленный на постепенное повышение общего уровня эмоций. Постоянное разрешение нетрудных задачек, вкрапленных в текст юмористического произведения, сопоставление читательского эго с незадачливостью героев способствует Повышению Социального Статуса читателя и его самооценки. Очевидно, что подобный анализ известных юмористических текстов является естественным продолжением разработанной теории. Во вторую очередь, было бы естественным применить разработанную теорию к искусству стихосложения. Чем отличаются стихи от прозы? Всего лишь двумя признаками: ритмом и рифмой. Ни один из этих признаков не несёт смысловой нагрузки. Но восприятие стихов разительным образом отличается от восприятия прозаических текстов. Почему? Виталий Бернштейн в своей возвышенной статье Что есть поэзия писал:
В Израиле не приветствуется исполнение произведений Вагнера, но мы с тобой уединимся и будем слушать его оперы несмотря на то, что где-то поблизости стоят в боевой готовности ракеты класса земля – небо и кто-то готовит танковую атаку? Трогательно, но… не трогает. Те же по смыслу слова, будучи положены в стихотворные строки, воспринимаются совсем с другим чувством:
Вспомним процитированное во второй главе настоящей работы высказывание Лейбница о том, что
Не происходит ли нечто подобное при восприятии стихов? Конечно, происходит. Стихотворные строчки воспринимаются нашим мозгом точно так же, как шутки. Мозг вычисляет ритм стихотворения, производя при этом несложную интеллектуальную работу. Мы сравниваем ритм, размер каждой строчки с соответствующей строкой, повторяющей этот ритм. Мы ловим рифмы в конце строк и соотносим их с рифмами в соответствующих строках. Размеры и рифмы могут быть несложными, но уровень интеллектуальной работы при восприятии стихов намного выше того же уровня при восприятии прозы. Это происходит не благодаря сложности умственной работы, но благодаря её быстротечности. При чтении прозаических произведений подобная работа не производится вообще. А вот при чтении самого простого ямба или хорея от нашего мозга требуется постоянное напряжение. Успешное восприятие стихов, сопоставление ударений и рифм, производимое в короткое время доставляет нам дополнительное удовольствие. Будет вполне логичным допустить, что удовольствие от восприятия стихотворных ритмов и размеров не добавляется, но умножается на удовольствие от восприятия смысла изложения. Формула, предложенная в главе 5, может быть использована для иллюстрации процесса восприятия стихов:
Заметим, что знак умножения поясняет многократное усиление эффекта от стихов по сравнению с прозой, где УРР = 0. Поэтому даже несложный стихотворный ритм и непритязательные рифмы доставляют нам удовольствие. Вот почему, как выразился Валерий Лебедев в статье О чём поют цикады, | Александр Панчин. Математический анализ душиДисклеймер Это юмористическая статья, написанная по мотивам моей лекции, прочитанной на фестивале абсурдных научных гипотез Парадоксач. Надеюсь, что шуточные гипотезы помогут читателям не стать жертвами псевдонаучных идей, которые нередко используют наукообразную аргументацию. Что такое душа? Откуда она берется? Когда появляется у человека? Это давние теологические вопросы, на которые нет окончательных ответов. В религиозной среде наиболее популярна точка зрения, согласно которой душа появляется в момент зачатия. В статье Православная антропология о зачатии человека иеромонах Феогност пишет:
Энциклика Священного Синода Элладской Православной Церкви Клонирование клеток эмбриона подтверждает эту идею:
Но такая точка зрения не безупречна. Предположим, после слияния сперматозоида и яйцеклетки зигота поделилась на две клетки, а те отделились друг от друга и дали начало двум эмбрионам, из которых образовались две независимые личности – однояйцовые близнецы. Мы поделили душу пополам, а получили две полноценные души. Согласитесь, что это довольно странная математика. Но бывает еще более парадоксальная ситуация, когда две независимые зиготы, из которых могло получиться два человека, сливаются вместе и развиваются в единый организм – химеру. Из-за наличия клеток с двумя разными генотипами у химер могут быть неодинакового цвета глаза. Или другой пример: женщина родила ребенка, а потом узнала, что генетически не является ему матерью. Плод возник из яйцеклетки сестры женщины, с которой они сформировали единое химерное тело. Получается, две души могут слиться и развиться в единый организм с одной душой. Один плюс один ровняется один – и снова странная математика. Кто-то скажет, что здесь надо просто обратиться к другим теологическим концепциям, допускающим, что душа появляется не в момент зачатия, а, например, на сороковой день после него, или с появлением нервной системы, или после рождения. Помимо того, что такие концепции опасны греховным оправданием абортов, они не решают вышеупомянутую проблему. Душу разрезать пополам можно и у взрослого человека. Роджер Сперри получил Нобелевскую премию за исследования людей с перерезанным мозолистым телом – пучком волокон, соединяющим левое и правое полушария. Оказалось, что отдельные полушария таких пациентов начинают вести себя, как если бы у каждого из них был свой собственный внутренний мир, набор знаний и опыт. Например, можно дать человеку подержать предмет в левой руке. Сигналы о нем поступают в правое полушарие, которое затем легко может найти этот же предмет на ощупь, используя левую руку. Правая рука управляется левым полушарием, но оно ничего не знает о предмете, который был в левой руке. Поэтому правой рукой пациент не может найти искомый предмет. Мы снова разрезали душу пополам и получили две души. В итоге мы имеем систему из двух уравнений с одним неизвестным: Одно решение напрашивается автоматически: никакой души нет. Ричард Докинз ликует, что математика подтвердила его вульгарные материалистические взгляды. Но мы не хотим мыслить в узких рамках и найдем другое решение. Вот оно: в каждом из нас – бесконечное множество душ! Бесконечными множествами занимается теория множеств. В рамках этого раздела математики сформулирован принцип взаимно однозначного соответствия. Допустим, вы пришли на танцы и хотите понять, чего больше: множества элементов, именуемых мальчиками, или множества элементов, именуемых девочками. Вы можете всех посчитать, а можете убедиться, что у каждой девочки есть партнер – мальчик. Если это так, то множества имеют равную мощность – равное число элементов. Теперь представим бесконечное множество натуральных чисел Мы разбиваем его на два бесконечных подмножества: четные числа и нечетные числа Интуитивно кажется, что мощность множества четных чисел меньше, чем у множества натуральных чисел. Но применим принцип соответствия. Возьмем все четные числа и пронумеруем их. 2 – первое четное число, 4 – второе и так далее. Каждому четному числу мы найдем в пару число натуральное, но и каждому натуральному числу мы найдем четную пару, умножив его на два. С нечетными числами все то же самое. Поделив пополам бесконечное множество, мы получили два бесконечных множества с той же мощностью. Аналогичную операцию можно проделать и с бесконечным множеством человеческих душ, что устраняет все вышеупомянутые математические парадоксы. А значит, наряду с бездушным материализмом, это тоже законное решение нашей системы уравнений. Этот вывод имеет важное прикладное значение для всех, кто когда-либо задумывался о том, как не продешевить, продаая душу Дьяволу. Даже если продать ему половину всех душ, вы останетесь с той же духовной мощностью, что и изначально. Я назвал это законом сохранения души. Тем более выгодно обменивать одиночные души на материальные блага, какими бы скромными они не были. Пусть это даже плата за проход в туалет. Потому, что материальные блага конечны, а души – нет. С тех пор, как мы узнали, что животных можно клонировать, и поняли, что клонирование человека не за горами, напрашивался еще один важный вывод. Даже самая простая клетка человека, если у нее есть ядро, обладает потенциалом стать человеком. А значит, в каждой клетке бесконечное количество душ. Это подкрепляет и усиливает важный теологический принцип о греховности рукоблудия, ведь, по сути, это убийство большого количества клеток – сперматозоидов. Впрочем, только половина сперматозоидов несет Х-хромосому, то есть достаточный генетический материал, чтобы теоретически получить из него человека. Но даже если считать сперматозоиды с Y-хромосомой бездушными, бесконечный грех, деленный пополам, остается бесконечным грехом. Хорошая новость заключается в том, что женская мастурбация не влечет за собой гибели клеток и поэтому не греховна. Мужчинам же следует воздержаться от рукоблудия. Мальчикам может помочь антимастурбационный крест. Спорной остается ситуация, когда мужчина занимается онанизмом не по своей воле, а из-за синдрома чужой руки, как было с одним пациентом. Этот случай требует отдельного теологического осмысления. Увы, у меня такого личностного опыта нет. Из бесконечности душ человека следует их нематериальность. Для этого доказательства вспомним принцип Дирихле из комбинаторики. Обычно его иллюстрируют примером с голубями, сидящими в клетках. Если голубей больше, чем клеток, то будут клетки, в которых более одного голубя. Если клеток больше, чем голубей, то будут пустые клетки. Души не могут состоять из нейронов, потому что нейронов в мозге хоть и около 86 миллиардов, но все равно конечное число, а душ – бесконечность. Люди состоят из огромного, но все же конечного числа частиц – электронов, кварков и так далее. Значит, таких частиц не хватит на бесконечное количество душ. Итак: души нематериальны. Известно, что частиц известной материи недостаточно, чтобы объяснить еще один феномен – гомеопатические разведения. После двенадцати последовательных сотенных разведений в гомеопатическом средстве не должно остаться молекул действующего вещества, ибо их число конечно. А вот души, можно было бы разбавлять бесконечно. Именно поэтому гомеопатия столь неуспешна в лечении физических болезней, но помогает при некоторых болезнях душевных и подтверждается исключительно личностным опытом веры пациентов, но не клиническими исследованиями ученых. Американский врач Дункан Макдугалл обнаружил, что вес пациентов после смерти уменьшается на 21 грамм. Ученого критиковали за недочеты в его методике, но предположим, что он прав. Здесь есть одна неувязка, которую пояснит один из героев моей антиутопии Апофения:
Действительно, получается, что души обладают большой плотностью. Это не удивительно: если их бесконечное количество, то они очень плотно упакованы в теле человека. Но нет ли тут математической проблемы: может ли бесконечное количество душ иметь конечный вес? Действительно, математический анализ позволяет нам работать с бесконечно малыми и большими величинами, высчитывать пределы. Например, при числе душ, стремящемся к бесконечности, и совокупной массе душ, равной 21 грамм, предел массы отдельной души человека равен нулю. Но если этот предел умножить на бесконечное количество душ, мы вполне можем получить константу. Например, 21 грамм. Иными словами, души обладают удивительными свойствами. По отдельности их масса неотличима от нуля, поэтому никакие физические приборы не смогут их обнаружить. Но вместе они формируют массу. И это подталкивает нас к разгадке одного из самых загадочных феноменов в современной физике – темной материи. Это не удивительно, учитывая, что 21 грамм – половина от числа 42 – ответа на главный вопрос жизни, Вселенной и всего такого. Темная материя оказывает гравитационное воздействие, но мы не знаем, из чего она состоит. Понятно, что человеческими душами не удастся объяснить всю темную материю. Души людей составляют лишь малую часть их массы, а люди – лишь малую часть от массы Земли. Масса же темной материи гораздо больше, чем совокупная масса всех звезд, межгалактического газа и так далее. |