Ленин и ведьмы, или Искусство не быть арестованным

От редакции

   Исследование Оксаны Тимофеевой, чистую игру фантазии с опорой на источники, мы обнаружили на следующий день после публикации в Сигме и сразу же поняли, что оно на 100% соответствует принципам ТЧК и отвечает нашему интересу к различным ипостасям личности Владимира Ильича Ленина:
   ✓ авторский дисклеймер четко определил Know How как место публикации в ТЧК. С большой радостью мы моментально получили разрешение на репринт, в том числе и in English;
   ✓ ранее мы уже публиковали результат исследования, подтвердившего, что Ленин — это гриб.
   Этот интерес является своеобразной местью за время, потраченное на конспектирование классиков марксизма-ленинизма, работ, выдававшихся единственно верным учением… Сейчас же, после краха коммунистического будущего, мы с большим интересом знакомимся как с серьезными философскими воззрениями, так и публикующихся в ТЧК.
   Вероятно, Оксана Тимофеева на момент работы над своим исследованием не догадывалась о существовании результатов нашей работы. Мы предлагаем Оксане связать родство Ленина с предками-еретиками с микологическими аспектами его личности. Редакция обязательно опубликует результаты и этого исследования. Мы также подумаем о создании нового раздела ТЧК, в котором объединим статьи об известных личностях мировой истории.
   Редакция ТЧК благодарит автора за активное участие в работе над этой публикацией.
e-lub
28 Sep 19
УДК 304.444

Иконка: Аннотация Оксана Тимофеева

Дисклеймер

   Этот текст представляет собой не академическое исследование, но чистую игру фантазии с опорой на источники. Автор снимает с себя всякую ответственность за дальнейшее использование этого вольного образца веселой науки в рамках университетского дискурса или экспертного знания.

Картинка: Ленин и ведьмы...

Oh I believe in miracles
Oh I believe in a better world for me and you
. — Ramones

 
 
 

В 1990-х, сразу после распада СССР, российская желтая пресса взорвалась целой серией разоблачений вождей социалистического прошлого. Особенно досталось Ленину: как основатель государства, он стал излюбленной мишенью для любого рода нападок. Историки и журналисты наперегонки обнародовали неизвестные, странные или неприятные факты ленинской биографии. Этот жанр до сих пор существует, и, кажется, он даже не сменяет, а по-своему продолжает уже имеющуюся и доставшуюся нам в наследство от советских времен традицию, просто переворачивая ее: каждый, кто, как я, родился и рос в СССР, все еще помнит рассказы о жизни Ленина. Среди них истории

Картинка: Охота Ленина на лису

Охота Ленина на лису

✓о Ленине, обманувшем царских жандармов, которые пришли к нему в дом на обыск;
   ✓о том, как Ленин писал тайные послания товарищам из тюрьмы, используя молоко в качестве чернил, а хлеб в качестве чернильницы;
   ✓о том, как Ленин встретил однажды печника, который, не признав в нем руководителя государства и приняв за случайного прохожего, нагрубил, а позже Ленин пригласил его в дом чинить печь и гостеприимно напоил чаем [1];
   ✓о встрече Ленина с лисой в зимнем лесу.

Картинка: Maria Ulyanova/Sputnik

Ленин с кошкой. Maria Ulyanova/Sputnik

В этих советских рассказах сказках вождь всегда изображался хорошим и добрым, в то время как в постсоветских разоблачительных текстах он выступает, скорее, в качестве отрицательного или двусмысленного персонажа. В одной из сравнительно недавних публикаций такого рода утверждается, что предки Ленина — из Западной Европы, а точнее из Германии, и высказывается предположение, что некто из этого рода — вероятно, прапрабабушка Ленина — была осуждена инквизицией и сожжена на костре за использование черной магии и колдовства [2].

Учитывая, как много людей было уничтожено по такому же приговору в XV — XVII веках, эта история вполне могла бы оказаться правдой. Моя цель, однако, совсем не в том, чтобы восстановить историческую справедливость и узнать, был ли Ленин и в самом деле потомком этой загадочной женщины. Меня просто интригует сама идея, что вождь революционного пролетариата мог бы быть потомственной ведьмой, колдуном или магом: сверхспособности, которыми, как я, будучи советским ребенком, думала, он обладал, могли бы быть буквально унаследованы от жертвы крупнейшего геноцида, осуществленного под знаменами христианства на заре капиталистической эпохи.

Перед нами не случайное совпадение. В книге Калибан и ведьма: женщины, тело и первоначальное накопление Сильвия Федеричи рисует убедительную картину рождения капитализма из духа инквизиции. Фигура ведьмы представлена здесь как воплощение мира женских субъектов, которых капитализм должен был уничтожить: еретичка, целительница, непослушная жена, женщина, осмелившаяся жить одна, женщина-обеа, колдунья вуду, отравившая еду хозяина и поднимающая рабов на восстание [3]. За охотой на ведьм, как показывает Федеричи, стоят объединенные усилия церкви и государства, направленные на то, чтобы запустить механизмы гендерного контроля над телами, имманентно сопротивляющимися новым режимам производства и воспроизводства.

   до сих пор никто еще не определил, что в состоянии делать тело,

— пишет Спиноза в Этике в 1677. Однако из всех этих неизведанных способностей для зарождающейся в это время капиталистической системы важна только одна: способность работать. По мысли Федеричи, в процессе перехода от феодализма к капитализму тело трансформируется из множественных сил в одну исчислимую и контролируемую рабочую силу. Такая трансформация требует отказа от концепции тела как вместилища магических сил, которая еще сохранялась в средневековье, когда границы между христианством, магией и остатками язычества были не такими четкими. Докапиталистические тела находились в разнообразных связях с природой и звездами: Молот ведьм появился в 1487 для того, чтобы эти связи обрубить. Как пишет Федеричи [4],

   тело должно было умереть, чтобы рабочая сила могла жить.

Смерть тела означала отсекание всех магических возможностей, которые не вписывались в сценарии капиталистического развития. Век разума изгоняет магию, квир, женское, анимизм и прочие альтернативные стили жизни, точно также как, если вспомнить анализ Фуко, она подвергает исключению безумие [5].

Фуко показал, как против безумия, как и против других криминализированных в это время форм безработной жизни, были предприняты определенные полицейские меры. Федеричи продолжает эту линию генеалогии власти, усиливая ее элементами марксистской и феминистской традиций: как и безумцы классической эпохи, ведьмы не работают, но занимаются альтернативными видами деятельности — и это их главное преступление против зарождающегося буржуазного порядка [6]:

   Существовало множество практик, направленных на присвоение тайн природы и подчинения ее сил воле человека. От хиромантии до прорицания, от использования оберегов до лечения наложением рук, магия открывала огромное количество возможностей. Существовала специальная магия, чтобы выигрывать в азартные игры, играть на незнакомых инструментах, становиться невидимым, покорять чье-то сердце, приобрести неуязвимость на войне, и даже заставить детей заснуть… Уничтожение этих практик было необходимым условием для капиталистической рационализации труда, поскольку магия считалась незаконной формой власти и способом получить что угодно без труда, то есть, отказом от работы в действии… В равной степени несовместимой с капиталистической трудовой дисциплиной и концепция космоса, которая присваивала индивидууму особые силы: магнетический взгляд, способность становиться невидимым, покидать тело, управлять волей других с помощью заклинаний… Несовместимость магии с капиталистической трудовой дисциплиной и требования социального контроля — одна из причин того, что государством была развязана кампания террора.

В капиталистической картине мира мы всегда знаем, к чему способно тело: оно способно трудиться, и только таким образом могут быть удовлетворены его потребности. Сегодня нам это близко как никогда: тело — это машина, из которой нужно выжать как можно больше; по дороге из офиса в тренажерный зал мы слышим шум нашего двигателя внутреннего сгорания:

   давай работай!

Даже секс — это труд, направленный на полезную разрядку.

   Капиталистическая мораль, жалкая копия христианской морали, поражает проклятием плоть рабочего; она ставит себе идеалом свести потребности производителя до последнего минимума, задушить в нем все чувства и все страсти и обречь его на роль машины, которая работала бы без отдыха и срока,

— писал Поль Лафарг [7].

Век разума изгоняет магию, квир, женское, анимизм и прочие альтернативные стили жизни, точно также как, если вспомнить анализ Фуко, она подвергает исключению безумие

Однако жизнь тела не всегда была встроена в эти рамки. Было время, когда тело понималось как место пересечения космических сил и часть природного целого, в котором все связано со всем [8].

   В основании магии лежала анимистическая концепция природы, которая не признавала никакого разделения между материей и духом, и, следовательно, изображала космос как живой организм, населенный мистическими силами, где каждый элемент находился в симпатической связи с остальными.

Чудо могло нарушать законы природы, но не нарушало цельности магического бытия и мышления. В какой-то момент это становится невозможным. Меняется не только экономическая система, но, как утверждает Федерико Кампанья в книге Техника и магия, сама композиция мира и параметры существования, которые соотносятся с некоторыми метафизическими предпосылками [9]:

   Характер нашего современного экзистенциального опыта указывает на определенный тип упорядочивания нашего мира и нас самих в этом мире. Это упорядочивание на поверхности является социальным/экономическим и т.д., но на самом деле оно произрастает из набора фундаментальных метафизических аксиом. Эти аксиомы вместе составляют целостную систему — систему реальности нашей эпохи. Система реальности оформляет мир определенным образом и наделяет его особой судьбой: космологическая форма определяет историческую эпоху. В то же время, однако, это и космогоническая сила: ее метафизические настройки и параметры на самом деле создают мир.

Кампанья различает две системы реальности или космогонические силы — технику и магию. В свете этой теории можно сказать, что эпоха разума, или капитализм, который, по мысли Федеричи, начинается с охоты на ведьм и уничтожения инаковости, определяется метафизическими параметрами техники. При таких настройках чудеса технически невозможны, — зато они возможны в другой системе реальности, первый конститутивный принцип которой — наличие неописуемого измерения бытия [10],

   которое не может быть схвачено описательным языком, и которое уходит от любых попыток заставить его работать — как в экономических сериях производства, так и в сериях гражданства, техники, науки, социальных ролей и т.д.

Магия может предложить, по мысли Кампаньи, своеобразную терапию патологий нашего существования в реальности техники, — или, если использовать термин Суаре-Вилла, технокапитализма [11] — таких как утрата будущего или общее чувство неспособности индивидов стать частью какого-то фундаментального эмансипационного проекта, который развернул бы историю в лучшую сторону. Терапевтическая прививка магии предлагается как ключ к двери, которая нам, людям техники, казалась закрытой навсегда.
Картинка: Nikolay Oleynikov, Oslobodenje

Оксана Тимофеева. Ленин и ведьмы, или искусство не быть арестованным. Страницы   1   2   3

Список использованной литературы

  1. См., например, поэму Александра Твардовского и рассказ Михаила Зощенко с одним и тем же названием — Ленин и печник. Сюжет на самом деле занимательный: нагрубив незнакомцу и позже узнав от односельчан, что это был Ленин, печник живет в страхе и ждет, что за ним придут. За ним и в самом деле приходят — но вместо суровой расправы печника ждет радушный прием.
  2. Маргарита Троицына. Ленин — потомок ведьмы? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://parallelnyj-mir.com/1/mysteries-of-history1/9797-lenin-potomok-vedmy.html.
  3. Сильвия Федеричи. Калибан и ведьма / Пер. с англ.: WKD-16, 2017.
  4. Там же, с. 174.
  5. Мишель Фуко. История безумия в классическую эпоху / Пер. с фр. И.К. Стаф. СПб.: Университетская книга, 1997.
  6. См. [3], с. 175.
  7. Поль Лафарг. Право на лень. — М.: Либроком, 2012.
  8. См. [3], с. 175.
  9. F. Campagna. Technic and Magic: The Reconstruction of Reality. Bloomsbury Academic, 2018, p. 5 — 6.
10. Ibid., p. 10.
11. L. Suarez-Villa. Technocapitalism: A Critical Perspective on Technological Innovation and Corporatism. Philadelphia: Temple University Press, 2009.
12. Жиль Делёз, Феликс Гваттари. Капитализм и шизофрения. Книга 2. Тысяча плато. — Екатеринбург, М.: У-Фактория, Астрель 2009. Сс. 187 — 188.
13. Там же, с. 188.
14. Подробнее: О. Тимофеева. Если б не было ничто // НЛО #130. 6’2014.
15. Roland Boer. Lenin, Religion, and Theology, Palgrave Macmillan, 2013, p. 141.
16. В.И. Ленин. Речь на заседании пленума московского совета рабочих и крестьянских депутатов 28 февраля 1921 г. В кн.: Ленин В.И. ПСС. Т. 42.
17. В.И. Ленин. Письма из далека. В кн.: Ленин В.И. ПСС. Т. 31. ►►
18. В.И. Ленин. Две тактики социал-демократии в демократической революции. В кн.: Ленин В.И. ПСС. Т. 11. ►►
19. Roland Boer. Lenin, Religion, and Theology, Palgrave Macmillan, 2013, p. 139. ►►
20. Lars T. Lih. Scotching the myths about Lenin‘s `What is to be done.’ ►►
21. Там же. ►►
22. Владимир Ильич Ленин. Что делать? В кн.: ПСС. — Т.6, сс. 110 — 111. ►►
23. Jodi Dean. Four Theses on the Comrade. ►►
24. Антонен Арто. Театр и его двойник: Манифесты. Драматургия. Лекции. Философия театра. СПб.: Симпозиум, 2000. Сс. 145 — 146. ►►

Антон Нелихов. Ленин был шестиметровым рыбоящером

Картинка: Рыбоящер

Иллюстрация © Андрей Атучин

   На реконструкции изображен ихтиозавр мелового периода, обитавший в Поволжье и получивший название лениния звездная, которое принесло животному курьезную известность.
   Неполный череп этой рептилии нашли в начале двухтысячных годов сборщики ископаемых из Ульяновска. В твердой конкреции сохранилась средняя часть с громадным склеротическим кольцом в глазнице. Скелета не было. Не было и передней части морды: череп оказался сломан на уровне ноздрей. Сборщики передали остатки в Ульяновский краеведческий музей. Ихтиозавр оказался ранее не известным родом, спустя несколько лет вышло его описание.
   Отечественные ученые назвали ихтиозавра в честь В.И. Ленина: в приблизительном переводе Leninia stellans означает Ленин звездный или Ленин блистательный. В пояснении указывалось, что череп описали накануне дня рождения Ленина, а кроме того, остатки нашли на родине революционера — в Ульяновской области. Отечественные и западные СМИ подхватили новость про ихтиозавра-Ленина. В публикациях хватало курьезов. Одна из заметок называлась Ленин был шестиметровым рыбоящером. В ней говорилось:
   Саратовские ученые открыли, что Ленин был рыбоящером, имел очень мелкие и слабые зубы, расположенные по всей длине челюсти, вследствие чего питался некрупной рыбой и головоногими моллюсками.
   Кто-то из журналистов назвал ихтиозавра Вождем мировой эволюции. А в блогах предложили выставить кости морской рептилии на Красной площади — в Мавзолее, точнее в Мавзолинии.
Картинка: Фрагмент черепа

Фрагмент черепа ленинии со склеротическим кольцом в глазнице. Фото © П. Годефруа


   Спустя пару лет после описания ленинии в Поволжье нашли более полный скелет похожего ихтиозавра. Возможно, это также лениния, и тогда она позволит уточнить морфологию, филогению и палеоэкологию этого животного. Сейчас данных об этом виде мало, хотя в целом ясно, что лениния была консервативной и архаичной рептилией, мало отличавшейся от своих предков юрского периода. Ее можно назвать старомодной.
   У ленинии было несколько интересных особенностей. Во-первых, двойные ноздри, разделенные перегородкой, — по сути, четыре ноздри. Такие странные носовые отверстия требовались, чтобы нюхать воду. Дышали ихтиозавры, скорее всего, через пасть. Подобные двойные ноздри были и у некоторых других российских ихтиозавров. По четыре ноздри было у свелтонектеса и симбирскиазавра.
Картинка: Череп

Фрагмент черепа ленинии со склеротическим кольцом в глазнице. Фото © П. Годефруа

   Во-вторых, очень крупные склеротические кольца в глазницах. Такие костяные образования имелись у большинства морских рептилий, а также у многих динозавров, у экзотических рептилий пермского и триасового периода. Сейчас склеротические кольца есть в глазницах птиц, в том числе сов, куриц и ястребов. Кольца выполняли, вероятнее всего, укрепляющие функции, позволяли глазу выдерживать нагрузки. Это было особенно важно для обитателей моря, которым требовалось защищать глаза от давления водяного столба, волн, плавающего мусора. Есть мнение, что склеротические кольца работали как зум фотоаппарата: пластинки сжимались и раздвигались, фокусируя зрение на дальних или ближних объектах. У ихтиозавров склеротические кольца часто сохранялись в геологической летописи, и на ископаемых останках они выглядят эффектно. Зачастую эти кольца гигантские: у ихтиозавров были одни из самых крупных глаз в истории Земли. Крупнее только глаза гигантских кальмаров. Даже у синего кита глаза меньше.
   Хорошее зрение считается одной из характерных черт ихтиозавров. Судя по расчетам, многие ихтиозавры видели в темноте так же хорошо, как кошки. Обычно их крупные глаза объясняют необходимостью охоты на глубоководье. Но более вероятной причиной могла стать ночная тактика охоты.
   Это справедливо и для лениний. Они жили в море, где плавало немало крупных головоногих моллюсков: аммонитов-гетероморфов и гигантских белемнитов Volgobelu. Многие современные крупные головоногие совершают суточные миграции. Возможно, меловые моллюски по ночам тоже поднимались к поверхности воды. Ленинии могли охотиться на них, а для этого требовалось хорошее зрение и, соответственно, громадные глаза.
Текст публикуется по Элементы

К новому, 5780

   Редакция ТЧК присоединяется к поздравлениям Леонида Парфенона 🙂 с Рош-ха-Шана и желает вам быть вписанными в Книгу жизни. Пусть пророческие звуки шофара вдохновят вас на творчество в жанре научного юмора! 🙂 Награды будут ждать героев!

Александр Панчин. Математическая угроза! Как теорема чуть не нанесла вред молодым женщинам

Картинка: Вред молодым женщинам

    Основная задача науки – узнавать о реально существующих закономерностях и фактах. Ученый должен стремиться к объективности и сообщать о полученных результатах независимо от того, понравятся они кому-то или нет, повлияет ли это на чьи-либо интересы и будут ли чьи-то чувства при этом оскорблены. В свою очередь, критиковать научные идеи нужно по существу, независимо от личностей, а также политических или иных взглядов дискутирующих сторон. Иначе наука будет ничем не лучше религии.
   В этом ключе меня шокировала недавняя история, которая приключилась с американским математиком Теодором Хиллом.
   Одна спорная биологическая гипотеза гласит: по многим признакам мужской пол более вариабелен, чем женский. Эту идею на основе ряда наблюдений сформулировал еще Чарльз Дарвин. С тех пор нашлось довольно много примеров такой закономерности как у людей, так и у других животных, хотя исключения тоже встречаются. Хорошего объяснения этим наблюдениям нет, и Теодор Хилл решил его поискать. Для этого он доказал теорему, которую я в упрощенном виде изложу ниже.
   Назовем избирательным пол, который отказывает более, чем половине наименее привлекательных представителей противоположного пола. В противном случае пол неизбирательный. Предположим, что среди представителей пола B есть две категории – B1 и B2. Средняя привлекательность у B1 и B2 одинаковая, но разброс привлекательности у B1 больше. Тогда, если противоположный пол избирательный, то среди представителей B1 будет больше доля тех, кто оставит потомство, чем среди представителей B2. Если противоположный пол неизбирательный, то все будет наоборот.
   Поясню эту идею при помощи сильно упрощенного частного случая. Допустим, что марсиане избирательно предпочитают марсианок, входящих в топ 10% по размеру головы. Допустим, что есть две части популяции марсианок равной численности. Первая часть с диаметром головы 50 см, с вариациями в пределах 1 см. У второй части в силу каких-то причин средний диаметр головы – те же 50 см, но при этом у 20% из этой группы размер головы больше 51 см и еще у 20% – меньше 49 см. В итоге потомство оставят только крупноголовые марсианки из второй части. К слову, на среднем размере головы потомства все это никак не скажется, а вот средняя вариабельность этого показателя у марсианок увеличится. Из теоремы Теодора Хилла следует, что это корректно и для ряда более общих случаев.
   В конце статьи автор отмечает, что его работа не является подтверждением или опровержением идеи Дарвина о большем разнообразии признаков среди представителей мужского пола, но объясняет некоторый механизм, благодаря которому в процессе эволюции один пол мог получиться более вариабельным по некоторым признакам, чем другой. Далее он замечает, что в реальности все намного сложней, и данная статья лишь задает направления для дальнейшего моделирования.
   В целом нормальная математическая работа. Я ее внимательно изучил и явных ошибок не увидел. Теодор Хилл вместе с соавтором Сергеем Табачниковым подали ее в скромный математический журнал Mathematical Intelligencer. Редактор статью оценил положительно, ее приняли в печать, но стоило препринту появиться на сайте соавтора, как начались проблемы.
   Сначала представительница организации Женщины в математике написала письмо с предупреждением, что статья нанесет вред впечатлительным молодым женщинам своими потенциально сексистскими идеями. Потом Сергею пришлось отбиваться от публики, которая требовала, чтобы он убрал свое имя из статьи и спас репутацию. Потом Национальный научный фонд потребовал, чтобы из статьи убрали адресованную ему благодарность за финансирование. Оказалось, что фонд пошел на этот шаг после письма администратора Женщин в математике Дианы Хендерсон, профессора и председателя комитета по климату и разнообразию, и Нейта Брауна, профессора и руководителя по вопросам разнообразия и справедливости.
   Наконец, редактор Mathematical Intelligencer написала, что ряд коллег предупредили о возможной сильной реакции на статью и что существует реальная возможность, что правые СМИ раздуют международный хайп вокруг публикации.
icon: Next