УДК 82-7 Николай ВоронинБританские учёные предложили перенести Землю на орбиту МарсаЭто не первоапрельская шутка, это заголовок реальной новости двухнедельной давности. Всё это — настоящие заголовки новостей, написанных на основе реальных научных публикаций, и всё это — плод работы учёных из Соединённого Королевства. Неудивительно, что само словосочетание британские учёные давно стало мемом, синонимом абсурда. Кажется, они регулярно совершают открытия двух видов: абсолютно очевидные и совершенно бессмысленные. Впрочем, есть ещё третий вид: открытия, напрямую противоречащие друг другу. Так, например, попеременно объявляются вредными, безвредными или даже полезными для здоровья кофе, сахар и красное мясо. Примерно с такими мыслями я ехал на фестиваль британской науки в город Кингстон-га-Халле на севере Англии, в программе которого значились, например, лекции на темы Я решил, что не в силах больше жить без этого знания. Наука или искусство?Первое, что бросается в глаза по приезде в Университет Халла — это стоящий посреди кампуса раскидистый каштан, с ветвей которого свисают… наушники. Надев их, можно услышать отчётливое и довольно необычное потрескивание — как будто кто-то уверенными жестами раскатывает скалкой пузырчатую упаковочную плёнку, только постоянно сбивается с ритма. Это вода движется по ветвям, от корней к листьям. А вместе с ней — воздух, и каждый щелчок — это маленький воздушный пузырёк, проходящий по капиллярам. Чем больше щелчков, тем больше воздуха, а значит — тем меньше воды. Всё это вам расскажет Алекс Меткалф, автор и создатель проекта Слушая деревья. Он же по ходу уточнит, что для подъема воды на несколько метров вверх нужно как-то создать отрицательное давление — и на пальцах объяснит, как это происходит, показав несколько срезов ствола. При этом Алекс даже не биолог по образованию. Он художник. Так вот откуда наушники на деревьях — это не наука, это арт-объект!
Вряд ли, спорить не буду. А к свисающим с каштана наушникам люди тянутся непрерывным потоком, в том числе дети — и Алекс в сотый раз за день рассказывает свою историю. Деревья он слушает и записывает уже 11 лет. По словам художника, по высоте, интенсивности и другим характеристикам звука можно довольно много рассказать о растении и его состоянии здоровья. Но вот отличать на слух разные виды деревьев, признаётся Алекс, он так и не научился. Путешествие к центру чёрной дырыНашутившись по поводу забавных британских учёных, следует признать, что большая часть мероприятий фестиваля звучали вполне серьёзно и очень даже научно. И надо сказать, что билетов на многие мероприятия было не достать уже за неделю до открытия. Особой популярностью пользовались лекции Как нас обманывает наш мозг, Какой конец ждёт нашу Вселенную и интерактивная инсталляция Искривление времени и пространства — с эффектом погружения и многообещающим подзаголовком: Ощутите, как вы будете чувствовать себя внутри чёрной дыры. Для начала посетителям показывают короткий видеоролик, популярно объясняющий физическую модель пространства — времени, предложенную Эйнштейном в рамках теории относительности. Он буквально полторы минуты длиной и почти не содержит текста — только поясняющие надписи к движущимся картинкам, наглядно демонстрирующим, как работает гравитация, как массивные объекты искривляют вокруг себя пространство — и как образуются чёрные дыры. После этого вас заводят в абсолютно тёмную комнату. Сенсоры переносят ваше изображение на огромный, во всю стену, экран — и превращают в облако космической пыли. Поначалу вы даже можете им управлять: подняли руки вверх — и яркие частицы взмыли к потолку; сделали шаг влево — и всё облако двинулось за вами. Но по мере приближения к чёрной дыре ваш контроль начинает неумолимо ослабевать. Облако растягивает и сплющивает в разных направлениях одновременно. Вас несёт от горизонта событий к пределу статичности — и облако изгибается дугой и закручивается вихрем, превращаясь сначала в диск, потом в лапшеобразную массу. Вас затягивает к точке сингулярности — даже если вы понятия не имеете, что это такое, и ни разу не слышали этого слова. Зачем это всё — и для кого?Организаторы подчёркивают: фестиваль — это не научная конференция, предназначенная исключительно для учёных. Совсем наоборот, его задача — популяризация науки, поэтому рассчитан он на самую широкую аудиторию. А все экспонаты выставок — интерактивные. Может быть, кого-то виртуальное путешествие через хитросплетения времени и пространства вдохновит на то, чтобы углубиться в тему и почитать что-нибудь про чёрные дыры. А нет — так тоже неплохо: просто весёлый бесплатный аттракцион с научным флёром. Или, скажем, многие ли откажутся посмотреть на забавные трюки в исполнении дрессированных собак? Специально на таких посетителей фестиваля рассчитана часовая прогулка Открывая секреты собачьего мозга, на которой заодно можно будет побольше узнать о том, как устроена психика наших питомцев. А кто-то сходит на лекцию Как наш обманывает наш мозг — и лучше поймёт, почему не всегда стоит верить собственным глазам и как убирать ногу с педали тормоза нашего подсознания. Ну, или хотя бы поразится собственной невнимательности, посмотрев известный ролик Посчитай, сколько раз передаст мяч команда в белых майках. И даже арт-инсталляция Слушая деревья Алекса Меткалфа имеет все шансы превратиться в серьёзную научную работу.
В общем, вы всё правильно поняли. Кажется, на подходе статья Британские учёные научились по звуку отличать дуб от каштана. Текст публикуется по BBC News | Русская служба | Гасан Гусейнов. Октябрята, берегите оссиконы с детстваО чтении детских стихов вместо газет и поиске спасения в абсурдеИзвестная максима культового писателя не читайте советских газет как никогда верна и сегодня. Но это легко сказать, не читайте газет, а что вместо них-то? Правильно — детские стихи. Опять же, по совету великого поэта Только детские книги читать, Только детские думы лелеять, Все большое далеко развеять, Из глубокой печали восстать. Правда, некоторые горячие головы говорят, будто дети не будут читать и уже не читают. Возможно, у совсем дураков они и не будут читать. А у не совсем дураков очень даже будут читать. Ничего не понимая, будут тащить с радостной рожей книжку. Листать ее, требуя неукоснительной точности в произнесении стихов, в вождении пальцем по зубам щуки, по суслику, страусу и бегемоту, по дикобразу и парикмахеру. Будут еще более требовательно смотреть тебе в рот, чтобы ты слово жираф произнес обязательно басом:
А раз читатель, сам еще не только не читающий, но и говорящий пока что только на ему одному понятном языке, тащит книжку и требует чтения, это значит, что книжка талантлива! Она абсурдна до каждого слога, но — талантлива. Утром рано Обезьяна Говорит жираффу так:
Разрешите, я надену Вам на голову антенну. Ведь у вас послушный нрав? Здесь к автору — Валентину Катаеву — много вопросов орфоэпического и орфографического характера. Жирафф» с двойной ф, антенна вместо привычной уже антэнной. Наконец, что такое это ваше радио, уже тоже некоторые начинают забывать. А ведь меньше ста лет прошло. А уже что-то вроде керосинки или примуса. За жираффа нужно ответить басом:
И действительно, Удивительно. Тут в жираффовы ключицы Каждый зверь спешит включиться: Страус, суслик, бегемот И простой домашний кот. Не верьте тому, кто скажет, что отвечает за восторг ребенка художница Татьяна Михайловна Правосудович, попытавшаяся изобразить безумное включение каждого зверя в эти самые жираффовы ключицы. Где у жирафа ключицы, не знали оба сюрреалиста — ни поэт, ни художница. Видимо, они называли ключицами жирафьи оссиконы — рожки, которые можно было бы прямо считать антеннами. Но вот напиши Катаев слово оссикон, и никакого чуда с ключицами не случилось бы. Но горят глаза читателя. Так получилось, что это его первая любимая книга. А нас интересует живой читательский спрос. Удивленно из дверей смотрят посетители: Вместо диких зверей — радиолюбители. На рисунке Татьяны Правосудович — срез тогдашней начинающей Советской России. Даже такса еще имеется. Модная шляпка, платочек у бабки, фуражка набекрень, валенки, ботинки. 1926. Всего через три года отца художницы, великого инженера Михаила Правосудовича, расстреляют за попытку побега с Соловков, но об этом — ни звука весь век. Только в начале нашего, двадцать первого, об этом можно будет рассказывать. Но кому и зачем? А главный радиолюбитель тогда, в 1926, Лев Давыдыч Троцкий. И ему тоже недолго осталось. Однако, все это предстоит объяснять сегодняшнему ребенку еще не очень скоро. Серый зайка у торговки Узнает насчет морковки:
Вот вам и онлайн-образование, и интернет-торговля в одном флаконе. Потом весь век русские люди будут собачиться, как правильно обращаться друг к другу: товарищ, товарка, гражданка, гражданин начальник? А вот вам простой совет старого одессита:
Злая щука поскорей Вызывает пескарей.
Да-да, знаю, не пескарей вызывает злая щука, а карасей. Хотя в рифму вроде бы пескарей. Но безошибочное ухо первочитателя получает по антенне от радио-жираффа сигнал:
Дикообраз, разинув рот, Парикмахера зовет:
С корректорами, видно, плохо было у ленинградского издательства Радуга: дикообраз вместо дикобраза, как и Гостинный двор на обложке. Зато цена отличная — всего 23 копейки. И последняя группа радиолюбителей не подкачала: А своей слонихе слон Шлет по радио поклон:
Старший Том Построил дом. Средний Сам Читает сам. Младший, Тэдди, октябренок — Замечательный слоненок! На этом книга безвременно обрывается. Какая-то американская мечта была у издателей детской литературы. Американские имена — предприимчивый Том, интеллектуал Сэм, элефант-скаут Тэдди. Пройдет совсем немного лет, и с этим низкопоклонством перед Западом начнут бороться не на шутку. И автор книжки тоже вынужден будет стать на путь исправления. А здесь, в «Радио-жираффе» вторгается только один советский элемент — «октябренок». Не исключено, что Катаев — вообще один из первых, кто употребил это слово. До 1923 никаких октябрят не было — их придумали, когда родившиеся в 1917 в школу пошли, чтобы как-то этих самых «ровесников Октября» начать обрабатывать для нужд системы. В младенчестве вроде рано, а уж десятилеток будет поздно. Нет, взрослый человек понимающий значение слова «октябренок», не может понять, как вышло, что именно эта книжка вдохновляет полуторагодовалое дитя на подвиг чтения. Почему он бежит со всех ног, неся картонного Радио-жираффа, напечатанного издательством Ad marginem в память уходящей эпохи? Понятно, что талантливо. Но ведь как-то надо измерить этот талант. Как? Не исключено, конечно, что поколение новейших читателей может обойтись с Радио-жираффом Катаева-Правосудович по законам своего времени. Зачем навязывать животным не свойственные тем действия и помыслы, спросят строгие внуки. На каком основании такса замешалась в толпу посетителей зоопарка, тогда как «простой домашний кот» объявлен диким зверем? Эти и многие другие вопросы начнут роиться в голове первочитателя, когда тот научится говорить и читать сам, как средний слоненок. Но что же такое есть в этой книжке, что завораживает и старого, и малого? Я думаю, сюрреализм. Искра, проскакивающая между очень похожим на реальность и совершеннейшим абсурдом. Она озаряет хоть на мгновение сумрак повседневности для старого и веселит — пусть ненадолго — малого. В 1929 отца художницы Правосудович, председателя Научно-технического комитета Наркомата путей сообщения Михаила Елевферьевича Правосудовича расстреляли за вредительство. Успел ли он почитать своим внукам книжицу, проиллюстрированную дочерью, я не знаю. Но я думаю, думаю, думаю об этом. Оссиконы, октябрята. Вытягивайте шеи, радио-жираффы! Берегите оссиконы с детства! Абсурд — наше спасение! Текст публикуется по rfi РАН поддержала внедрение этноматематики в курс алгебрыРоссийская академия наук положительно отреагировала на инициативу властей штата Орегон, которые нашли в традиционном курсе математики идею превосходства белой расы и планируют ввести вместо алгебры этноматематику.
Также отмечается, что руководителем направления этноматематики должен стать Юрий Рыбников, который известен изобретением периодической системы электроатомов РУСов, методикой построения электроструктур электроатомов, соединившей физику, химию, электричество, счёт РУСов в единую систему знаний. Вопрос о присвоении Рыбникову звания академика будет рассмотрен на ближайшем заседании РАН. Текст публикуется по ИА Панорама Институт Виноградова рекомендует переименовать русский язык в российскийИнститут русского языка им. В.В. Виноградова при Российской академии наук обратился к Президенту России с предложением переименовать русский язык в российский для более качественного диалога между представителями этносов, проживающих в Российской Федерации и в связи с актуальностью вопроса.
Лингвисты рассчитывают на положительную позицию президента по этому вопроса, учитывая его недавние заявления на встрече с лидерами фракций Госдумы. Вместе с этим они полагают, что целесообразно принять закон, определяющий понятие русский как экстремистское. Ранее Русский музей переименовали в Российский. Текст публикуется по ИА Панорама |