Ленин и ведьмы, или Искусство не быть арестованным

Иконка: Аннотация Оксана Тимофеева

Я полагаю, что несоизмеримость техники и магии не является неразрешимой проблемой, и эти две системы реальности содержат намного больше общих элементов, чем кажется, а при ином подходе и вовсе происходит их взаимоналожение, или же техника и магия оказываются двумя сторонами одной и той же целеполагающей деятельности, в которую вовлечены люди. Однако сам призыв Кампаньи вспомнить о магии я считаю очень уместным, своевременным и справедливым. Ниже следует мой собственный скромный набросок к теории магии, на полное разворачивание которой я не претендую, но оставляю ее открытой для любой дальнейшей интерпретации и проработки.

В каком-то смысле эти размышления обусловлены моим собственным детским опытом: когда-то я так сильно боялась темноты, что преодолеть этот страх я могла только позволив себе полностью отдаться его невидимому, анонимному объекту и отождествив себя с ним. Я знаю, что в этом я не оригинальна: многие пользуются этим методом, интуитивно нащупанным мной в раннем детстве. Самым захватывающим в этом опыте является понимание, что исток страха — не снаружи, а внутри меня. Кто знает, может быть, я могла бы стать настоящей волшебницей, если бы с большим вниманием относилась к той темноте, обнаружение которой внутри дало мне сил не бояться ничего извне.

Маленьким ребенком впервые овладевает мечта стать магом, когда мир, поначалу такой ласковый и имманентный, перестает подчиняться исключительно его потребностям и начитает жить своей собственной жизнью. Когда мама, которая только что читала вслух волшебную сказку, вдруг уходит на работу, — и, оставшись в своей колыбели, одинокий, он беспомощно машет крохотными ручонками, не в силах что-либо изменить. Когда вдруг оказывается, что взрослый мир управляется законом, безразличным к детскому желанию: когда желание ребенка перестает быть единственным законом для взрослого мира.

Этот травмирующий нас еще в раннем детстве разрыв между миром и субъектом растет по мере осознания того, что что-то не так — либо с миром, либо с субъектом, — и преодолевается каждым на свой манер. Можно выделить две парадигматические стратегии локализации человеческого опыта бытия в мире между желанием и законом: религия и магия. Если религия помогает человеку изменить самого себя в соответствии с окружающим миром и подчинить желание закону, то магия, напротив, призывает изменить мир в соответствии со своим желанием и его произволу подчинить закон. Поэтому в западной культурной традиции складываются два типа духовных практик. Один ребенок, ограничившийся мечтой однажды повстречать доброго волшебника, становится религиозным человеком и вступает в отношения дара с Богом, у которого хочет быть рабом, чтобы тот исполнял его желания. Другой ребенок, захотевший быть магом, вступает в отношения обмена с дьяволом, которому оказывает некоторую услугу, чтобы быть господином над вещами и свои желания исполнять самому.

Магами становятся те, кто готов совершить нечеловеческое усилие, чтобы привести мир в соответствие со своими желаниями, этим миром, возможно, обманутыми. Становятся от обиды, от унизительного бессилия, которое хочется забыть как можно скорее, от отчаяния, тоски, грусти, жалости, ревности, зависти, одиночества, необратимости смерти, бедности. Двадцать лет назад мне очень хотелось наколдовать 500 рублей, чтобы купить себе теплый вязаный синий свитер в одном из модных тогда магазинов на Новом Арбате. Героиня Антихриста Ларса фон Триера становится ведьмой, потому что не хочет отпускать — сначала ребенка, потом мужа. А еще магами становятся от скуки — чтобы не быть обывателями. Главный источник силы мага — вера в себя, которую он внезапно обретает, быть может, именно в такие моменты разочарования или катастрофы, чтобы совершить то, чего не могут совершить другие — воскресить мертвого, вернуть любимого, отомстить обидчику, отвратить от себя опасность, повернуть время вспять и исправить допущенную в прошлом роковую ошибку. Магами становятся те, кто видит, что мир несправедлив, и кто думает, что изменить такое положение дел можно только при помощи чуда. Воспринимая несправедливость как действительное и в то же время должное, то есть единственно данное природой и богом положение вещей, маг бросает ему вызов.

Полагая, что несправедливость мира — превосходство богатых над бедными, сильных над слабыми, живых над мертвыми — является законом, он стремится этот закон преступить. Поэтому магу требуются большие силы и способности, чем те, которыми обладает обычный человек. Сил и способностей должно быть достаточно, чтобы, совершив чудо, исполнить свое или чужое желание, то есть нарушить закон, вмешавшись в естественный ход вещей и преодолев его инерцию.

Там, где на пределе возможностей заканчивается компетенция людей, компетенция магов только начинается. Они пытаются заполнить прорехи в бытии — и заполняют их своим собственным телом. Магия запрещена: даже простым фактом своего существования маги нарушают закон, природный и социальный, отводящий каждому свое место и время. Поэтому все маги — другие. Они частично принадлежат иному миру, на который не распространяется действие закона. Однако и обычному миру, — который пытаются исправить, — они не перестают принадлежать, так что, парадоксальным образом, от его недействующего уже закона продолжают зависеть.

Магами становятся те, кто видит, что мир несправедлив, и кто думает, что изменить такое положение дел можно только при помощи чуда
Колдуны всегда удерживают аномальную позицию — на кромке полей и лесов. Они часто посещают края. Они на границе деревни или между двумя деревнями [12].

Они существуют на границе, и, как аномалия, сами являются границей. Или же можно сказать, что граница проходит через их тела. Делёз и Гваттари считают, что это граница между двумя множествами, или стаями. Аномальный индивид не принадлежит ни к одной из этих стай, но вступает в тайные сговоры [13]:

Важно их родство с альянсом, с договором, придающее им статус, противоположный статусу преемственности. Отношение аномалии — это отношение альянса. У колдуна — отношение альянса с демоном как мощью аномалии

Граница между двумя множествами — между чем-то и чем-то — это, однако, не единственно возможная граница, на которой может поселиться колдун или ведьма. Я выделяю три типа границ [14]:
   1) между чем-то и чем-то подобным этому чему-то;
   2) между чем-то одним и чем-то другим;
   3) между чем-то и ничем.

Особенно интересна третья граница, которую невозможно нарисовать, потому что это край света.

Допуская, что ведьма живет
   не на границе двух деревень,
   не на границе между городом и деревней,
   а на краю света, за которым нет ничего,

мы можем понять, что такое чудо.
Картинка: Nikolay Oleynikov, Oslobodenje

Если представить себе этот мир как целое, то ведьма, являясь его частью, тем не менее, нарушает целостность этого целого. То есть, с одной стороны, она ее обеспечивает, своим телом заполняя как бы случайные прорехи, а с другой, размыкает, так как за ее спиной остается невесть что, иной мир, агентом которого она является, — или же просто небытие. Говорят, у ведьм вообще нет спины. Почему? — Потому что за спиной у ведьмы — ничто. Вот почему на нее так трудно охотиться. Повернувшись к нам спиной, ведьма исчезает.

Я согласна с Федеричи в том, что охота на ведьм представляла собой масштабное гендерно окрашенное насилие, жертвами которого были, главным образом, женщины, — хотя от инквизиции пострадало и немало мужчин. Мужчины-ведьмаки — структурно были на стороне женского — то есть другого, которого власти нужно было взять под контроль. Короче, они были на нашей стороне. Здесь, однако, я хотела бы провести различие между реальными историческими жертвами — теми, кого обвиняли в колдовстве, — и ведьмами, колдунами и магами в более широком смысле.

Ведьма как концептуальный персонаж — это пограничная фигура, тело которой не женское и не мужское, не животное и не человеческое, не молодое и не старое: это чистый квир. Вспомните сказки: Баба-яга стоит в промежутке между жизнью и смертью. У нее костяная нога, а нос — в потолок врос, то есть избушка на курьих ножках, в которой она живет на кромке леса — это некое подобие гроба. Точнее, это погребальный домик, повернутый дверью к лесу — в таких избушках на сваях древние славяне оставляли мертвецов. Ведьмы могут превращаться в птиц, лягушек, змей и т.д., общаться и сотрудничать с животными и растениями. Они могут быть чем или кем угодно, но чем или кем бы они ни были, мир к ним всегда нетерпим. Между тем, что есть, и тем, чего нет, их тела несут в себе ту активную часть небытия, которую мы зовем желанием. Увидев обнаженную женщину, летящую на метле над ночной Москвой, обыватель может решить, что это желание — сексуальное, но это будет только часть правды. Желание ведьмы — онтологическое: оно должно быть сильным настолько, чтобы позволить превратить то, чего нет в то, что есть, небытие в бытие. Это превращение и есть чудо.

Вернемся теперь к еретической фигуре Ленина-ведьмы, которая меня бесконечно вдохновляет. Что он определенно заимствовал у своей предполагаемой прапрабабушки — так это веру в чудеса: то, чего нет, можно превратить в то, что есть. Ленин говорил, что умные люди не верят в чудеса. На это указывает Роланд Бур, в своей книге Ленин, религия и теология, отмечая, однако, сам он при этом развивал альтернативную теорию чуда. Чудо, по мысли Бура [15], является

важнейшим измерением ленинского подхода к революции.

Чудеса не происходят просто так, ни с того ни с сего, сами по себе — они совершаются людьми, если у них достаточно сил и энтузиазма для какого-то нечеловеческого усилия.

Каждый мужчина и каждая женщина — это звезда,

— говорил Алистер Кроули. По Ленину же получается, что каждая женщина и каждый мужчина могут быть волшебницей или волшебником. Есть в этом что-то демоническое: чудеса совершаются не Богом или другим высшим существом, а самими людьми. Ленинское утверждение [16]:

Революция в известном смысле обозначает собою чудо

в такой перспективе можно понимать буквально.

Это далеко не единственное высказывание Ленина, в котором подчеркиваются чудесные стороны человеческой деятельности — такие как политическая борьба и упорный труд на благо социалистической революции. Ленинское чудо — это радикальный прорыв, который меняет то, что Ален Бадью назовет ситуацией. В терминологии Бадью такое изменение называется событием, тогда как для Ленина это именно чудо: оно совершается там и тогда, где и когда казалось невозможным, в отчаянной попытке преодолеть всем нам хорошо знакомое состояние бессилия, вызванное текущим положением дел. Мы не знаем заранее, мы рискуем всем, а потом, оглядываясь назад, удивляемся свершившемуся чуду.

Оксана Тимофеева. Ленин и ведьмы, или искусство не быть арестованным. Страницы   1   2   3

Александр Панчин. Математическая угроза! Как теорема чуть не нанесла вред молодым женщинам

Окончание. К началу

   Теодор Хилл пошутил:
   Обычно математик радуется, если хотя бы пять человек в мире прочитают их последнюю работу. Теперь представители прогрессивного сообщества волнуются, что довольно простой логический аргумент о вариабельности мужчин может заставить консервативную прессу прочитать и процитировать научную статью!
   Под давлением общественности Mathematical Intelligencer отказался публиковать уже принятую статью – без каких-либо научных обоснований. Тогда Теодор Хилл выложил ее в виде препринта в свободный доступ. Позже с ним связался редактор New York Journal of Mathematics, который ознакомился с работой и предложил для публикации свой журнал. Работа прошла рецензирование, получила одобрение главного редактора, была отредактирована и опубликована.
   Но через три дня статья исчезла. Я никогда не слышал о таком развитии событий. Бывает, что статью отзывают с подробным обоснованием причин после расследования, но здесь не тот случай. Позже главный редактор пояснил, что ему не оставили выбора. Половина редколлегии, по его словам, пообещала уволиться и заклеймить журнал, если статья не будет отозвана. Опять-таки, без каких-либо научных оснований.
   Эта история несправедлива и ужасна независимо от того, верна ли исходная идея о большем разнообразии признаков у мужчин. Не так должны решаться научные споры. Здесь налицо политическая цензура. Она не только мешает нормальному функционированию науки, но и льет воду на мельницу всевозможных представителей псевдонауки, которые читают о таких ситуациях и думают:
   Мы же говорили! Наука – это не про факты. Это просто предвзятое мнение группы коньюктурщиков. Чистой воды социальный конструкт! И Земля – плоская и эволюция – выдумка
   Пока еще можно с чистой совестью ответить, что такие случаи касаются лишь некоторых горячих тем. Но боюсь, что дальше будет хуже, если ученые будут бояться что-то сказать против доминирующей линии партии, будь она либеральной, консервативной или еще какой-то.
   Вредят подобные истории и движениям за права женщин. Увы, из-за них консерваторы начинают смеяться не только над радикалами, но и над теми, кто занят решением реальных проблем и заслуживает исключительного уважения. Ожидаю, что и на меня за этот пост в поддержку ученого польется какой-нибудь треш, но уж я это как-нибудь переживу.
   В общем, всевозможные измы лучше держать подальше от науки. Докапываться до правды нелегко и без общественного давления.

Картинка: Математическая угроза

Текст публикуется по facebook

13-летний школьник рассчитал вероятность армагеддона

   13-летний школьник из Германии обнаружил неточность в расчетах NASA относительно вероятности столкновения астероида с Землей, передает AFP.
   Нико Маркуардт из города Потсдам на основании данных Потсдамского института астрофизики рассчитал, что вероятность того, что астероид Апофис столкнется с Землей составляет 1 к 450, а не 1 к 45000, как заявляли в NASA. В американском космическом агентстве признали, что подросток прав.
   Нико принял во внимание вероятность столкновения Апофиса с одним или несколькими из более чем 40 тыс. спутников, которые вращаются вокруг Земли, во время прохождения его в непосредственной близости от нашей планеты 13 апреля 2029.
   Эти спутники двигаются со скоростью около 3 км в секунду на расстоянии до 35880 км от Земли, а Апофис пройдет от планеты на расстоянии 32500 км. Если астероид столкнется со спутником в 2029 году, это изменит его траекторию, заставив врезаться в Землю во время следующего витка в 2036.
   Если предположить, что Апофис действительно столкнется с Землей и упадет, например, в Атлантический океан, то кусок железа и иридия диаметром 320 м и весом 20 млрд тонн вызовет такое цунами, которое уничтожит острова и прибрежные районы.
   13-летний обнаружил неточность NASA, когда работал над своим научным проектом под названием Апофис – астероид убийца, который он подал на местный научный конкурс.
   На сегодняшний день Апофис-99942 является самым опасным для Земли является астероидом. В поле зрения земных ученых он попал в декабре 2004, когда стало известно, что есть высокая вероятность столкновения с Землей в 2029. Более точные вычисления, однако, показали, что столкновения в 2029 не произойдет. Тем не менее, сохраняется вероятность того, что, проходя в 2029 мимо Земли, Апофис попадет в так называемую гравитационную ловушку, после прохождения которой траектория астероида изменится таким образом, что он неминуемо столкнется с Землей. Как подсчитали в NASA, вероятность того, что небесное тело пройдет точно через эту небольшую область в пространстве – один шанс из 45 тысяч.
Текст публикуется по doseng

В Канаде создан плащ-невидимка

Картинка: Плащ-невидимка

   Специалистам Монреальского национального института удалось изобрести плащ-невидимку, который функционирует при ярком свете.
   Принцип его работы основан на том, что человеческий глаз воспринимает не все частоты электромагнитного спектра. Эту особенность ученые использовали для того, чтобы сделать плащ невидимым.
   Исследователи, можно сказать, добавили предмету гардероба магические свойства. Он отражает исключительно зеленый свет, то есть зеленые частоты спектра. Невидимым для человека плащ можно сделать при помощи специального фильтра, при помощи которого нужно сместить частоту электромагнитного спектра на голубой цвет, а затем снова на зеленый.
   В итоге для человеческого глаза объект становится недосягаем. Правда, есть одно но. Пока эффект невидимости работает только в том случае, если кто-то смотрит на плащ также, как направлен на него свет через фильтр, меняющий частоту спектра с голубого на зеленый, то есть в одном и том же направлении.
   Следующий этап разработки магического плаща — это сделать его невидимым со всех сторон. Однако он может пригодиться уже сейчас, например, службам безопасности коммуникаций, которые передают данные при помощи широкополосных волн.
   Ранее «Правда.Ру» писала, ученые нескольких стран близки к созданию такого материала, который делает человека или любой иной объект незаметным для окружающих. Однако в нынешних условиях мало создать визуальную обманку для человеческого глаза. Настоящий плащ-невидимка должен маскировать объект по десяткам различных параметров. И ученые-изобретатели работают над этим.
Текст публикуется по Правда

Плащ-невидимка Гарри Поттера: физики обнаружили новое квази-2D золото

Картинка: Нанозолото - interestingengineering

   Физикам удалось создать новое вещество – особое квази-2D золото, которое позволяет получить эффект, похожий на плащ-невидимку. Впрочем, главный смысл этого открытия в другом – в революционно новом подходе к сверхтонким материалам.
В чём заключается смысл открытия?
   Сравнение с плащом-невидимкой несколько некорректно. В фильме, плащ делал невидимым всё, что находится под ним. А реальный материал просто настолько тонкий, что является прозрачным. При этом он обладает уникальной возможностью, которой не было у графена – способностью проводить электричество.
   Учёные Московского физико-технического института продолжают проводить эксперименты с квази-2D золотом, поскольку у него обнаружились очень интересные возможности управлять светом.
Картинка: Нанозолото - teslarati
   Основная проблема была в том, что тот же графен удалось получить только за счёт слоистой структуры и аккуратного отклеивания молекул углерода толщиной в один слой. Вот только плёнки графена толщиной менее 10 нанометров электричество не проводили. Поэтому пришлось думать, что делать с другими материалами.
   Первым сверхтонким слоем, который удалось получить исследователям, стал дисульфид молибдена. Однако вскоре стало понятно, что метод, разработанный исследователями, подходит для всех металлов.
   Исследователи видят большое будущее в использовании этой технологии для производства гибкой и тонкой электроники. С помощью подобных плёнок можно превратить в проводник абсолютно любой материал, поскольку классической кристаллической решетки в них не наблюдается, так что и деформации на изгиб не происходят.
Картинка: Нанозолото - interestingengineering
   По мнению учёных, они стоят в начале новой дисциплины – квазидвухмерного металловедения. Осталось лишь придумать, как ввести эти разработки в жизнь.
   Впрочем, тут как раз методик очень много – те же самые гибкие печатные платы, сверхтонкие провода, явление сверхпроводимости, высокоточная робототехника и космическая инженерия. Кроме того, информация о научных открытиях находится в открытом доступе, так что если у учёных из МФТИ не получится найти применение своим технологиям, то кто-то в мире уж точно догадается, как обратить технологию на пользу всему человечеству.
   Мы также полагаем, что вам было бы интересно узнать о том, что графен можно использовать очень многими способами – в том числе и для очистки морской воды от разнообразных примесей. Всё же у нанотехнологий есть большое будущее.
Текст публикуется по Joinfo

Ученые создали плащ-невидимку, скрывающий объекты от волн воды

   Физики описали сразу две концепции метаструктур, способных заставить морские волны огибать скрытые за ними объекты.

Картинка: Плащ-невидимка

icon: Next