Веселая наука

Иконка: Аннотация Фридрих Ницше

Третья книга

143. Величайшая польза политеизма

То, что отдельный человек устанавливает себе собственный свой идеал и выводит из него свой закон, свои радости и свои права, — это считалось до сих пор наиболее чудовищным из всех человеческих заблуждений и самим идолопоклонством; на деле те немногие, которые отваживались на это, всегда нуждались в некотором самооправдании, и последнее гласило по обыкновению:

   Не я! не я! но Бог через меня!

Чудесное искусство и способность создавать богов – политеизм – и были тем, в чем могло разряжаться это влечение, в чем оно очищалось, совершенствовалось, облагораживалось: ибо поначалу дело шло о некоем расхожем и незаметном влечении, родственном упрямству, непослушанию и зависти. Отвергать это стремление к собственному идеалу – таков был прежде закон всякой нравственности. Тогда была лишь одна норма: человек, — и каждый народ верил в то, что он имеет эту единственную и последнюю норму. Но над собою и вне себя, в отдаленном горнем мире, вправе были видеть множество норм: один бог не был отрицанием другого бога или хулой на него! Здесь прежде всего позволили себе индивидуумов, здесь прежде всего чтили право индивидуумов. Изобретение богов, героев и сверхчеловеков всякого рода, равно как и человекобразов и недочеловеков, карликов, фей, кентавров, сатиров, демонов и чертей, было неоценимой выработкой навыка для оправдания себялюбия и своевластия отдельного человека: свободу, которую предоставляли одному богу в отношениях с другими богами, вменили, наконец, и самим себе по отношению к законам, нравам и соседям. Напротив, монотеизм, этот окоченелый вывод из учения о некоем эталоне Человека – стало быть, вера в некий эталон Бога, возле которого существуют еще только лживые лжебоги, — был, возможно, величайшей опасностью прежнего человечества; последнему грозил тогда тот преждевременный застой, в который – насколько мы можем видеть – уже давно впало большинство прочих животных видов, верующих совокупно в некий эталон Зверя, как в идеал их собственной породы, и окончательно введших в плоть и кровь нравственность нравов. В политеизме был создан первый образец свободомыслия и разномыслия человека: сила формировать себе новое и собственное зрение, и все снова и снова новое и более собственное, так что среди всех животных только для человека не существует никаких вечных горизонтов и перспектив.
Иконка: К содержанию

144. Религиозные войны

Религиозная война способствовала до сих пор величайшему прогрессу масс, ибо она доказывает, что массы стали почтительно обращаться с понятиями. Религиозные войны возникают тогда лишь, когда общий уровень мысли изощряется рафинированными спорами сект, так что даже чернь становится остроумной и принимает всерьез пустяки, считая вполне возможным сводить вечное спасение души к ничтожным различиям понятий.
Иконка: К содержанию

145. Опасность вегетарианства

Чудовищно превалирующее потребление риса приводит к употреблению опиума и наркотических средств, равным образом как чудовищно превалирующее потребление картофеля приводит к водке; оно приводит также, хотя в более тонких последствиях, к наркотически действующим образу мысли и чувствованию. Сообразно этому приспешники наркотического образа мыслей и чувствования, подобно тем индийским учителям, прославляют чисто растительную диету и силятся сделать ее законом для масс: таким путем они хотят вызывать и умножать потребность, которую сами они в состоянии удовлетворять.
Иконка: К содержанию

146. Немецкие надежды

Не будем все-таки забывать, что названия народов суть по обыкновению оскорбительные клички. Татары, например, по своему имени – собаки: так окрестили их китайцы. Немцы: первоначально это означало язычники; так готы, после обращения, называли большую массу своих некрещенных соплеменников, руководствуясь своим переводом Септуагинты, где язычники обозначены словом, которое по-гречески означает народы: пусть справятся у Ульфилы. – Можно было бы все еще допустить, что немцы задним числом сделают себе из своей оскорбительной клички почетное имя, став первым нехристианским народом Европы: к чему, по Шопенгауэру, ставившему это им в честь, они в высшей степени расположены. Тогда завершилось бы дело Лютера, который научил их быть неримскими и говорить:

   Здесь я стою! Я не могу иначе!

Иконка: К содержанию

147. Вопрос и ответ

Что прежде всего перенимают нынче дикари у европейцев? Водку и христианство, европейские наркотики. – А от чего они скорее всего погибнут? – От европейских наркотиков.
Иконка: К содержанию

148. Где возникают Реформации

Ко времени великой порчи церкви церковь в Германии была менее всего испорчена: поэтому возникла здесь Реформация, как знак того, что уже и зачатки порчи ощущались невыносимыми. Относительно говоря, никогда не было более христианского народа, чем немцы времен Лютера: их христианская культура была вот-вот готова распуститься во стократное великолепие цветения – недоставало только одной ночи, но ночь принесла бурю, положившую всему конец.
Иконка: К содержанию

149. Неудача Реформаций

За высокую культуру греков даже в достаточно ранние времена говорит то обстоятельство, что неоднократные попытки основать новые греческие религии потерпели крах; это свидетельствует о том, что уже тогда в Греции было множество разнородных индивидуумов, разнородным нуждам которых не отвечал один-единственный рецепт веры и надежды. Пифагор и Платон, возможно, и Эмпедокл, и уже гораздо раньше орфические мечтатели пытались основать новые религии, а первые двое из названных обладали такими доподлинными душами и талантами основателей религии, что неудача их не перестает удивлять: они не пошли дальше сект. Всякий раз, когда не удается всенародная Реформация и поднимают головы только секты, есть основания заключать, что народ весьма разнороден в себе и начинает освобождаться от грубых стадных инстинктов и нравственности нравов: речь идет о том многозначительном шатком положении, которое обыкновенно поносят как упадок нравов и коррупцию, тогда как на деле оно возвещает созревание яйца и близость вылупления. Что Лютеру на Севере удалась Реформация, свидетельствует о том, что Север отстал от Юга Европы и жил еще достаточно однородными и однотонными потребностями; и вообще не было бы никакой христианизации Европы, если бы культура древнего южного мира не оказалась постепенно низведенной до уровня варварства вследствие чрезмерной примеси германской варварской крови и не потеряла своего культурного перевеса. Чем шире и безусловнее воздействие, производимое отдельным человеком или мыслью отдельного человека, тем однороднее и низменнее должны быть масса, на которую оказывают воздействие; между тем как противоположные устремления свидетельствуют о наличии внутренних противоположных потребностей, которые силятся сами удовлетворить себя и одержатиь верх. Напротив, всегда есть основания заключать о действительно высокой культуре там, где могущественные и властолюбивые натуры добиваются лишь незначительного и сектанского воздействия: это относится и к отдельным искусствам и сферам познания. Где властвуют, там есть массы; где есть массы, там есть потребность в рабстве. Где есть рабство, там лишь немногие остаются индивидуумами, и против них оборачиваются стадные инстинкты и совесть.
Иконка: К содержанию

150. К критике святых

Неужели, для того чтобы обладать добродетелью, нужно стяжать ее именно в самом жестоком ее виде, как этого хотели и в этом нуждались христианские святые? Жизнь была им сносной только при мысли о том, что от одного вида их добродетели каждого очевидца охватывает самопрезрение. Но добродетель с таким воздействием я называю жестокой.
Иконка: К содержанию

151. О происхождении религии

Вовсе не в метафизической потребности лежит происхождение религий, как этого хочет Шопенгауэр; она сама есть лишь отпрыск последних. Под господством религиозных мыслей свыклись с представлением об ином мире, и с уничтожением религиозного бреда испытывают неприятную пустоту и лишение – из этого-то чувства и вырастает снова иной мир, на сей раз, однако, не религиозный, а лишь метафизический. Но то. что в незапамятные времена вообще вело к допущению иного мира, было не стремлением и не потребностью, а заблуждением в толковании определенных естественных процессов, интеллектуальным затруднением.
Иконка: К содержанию

152. Величайшая перемена

Переменились освещение и краски всех вещей! Нам уже не полностью понятно самое близкое и самое привычное, как чувствовали его древние, — например, день и бодрствование: оттого, что древние верили в сны, сама бодрственная жизнь представала в ином освещении. И равным образом вся жизнь, с отражением смерти и ее значения: наша смерть есть совершенно другая смерть. Все переживания светились иначе, ибо некое Божество просвечивало из них; все решения и виды на далекое будущее в равной степени, ибо имели оракулов и тайные знамения и верили в предсказания. Истина ощущалась иначе, ибо прежде и безумный мог быть ее глашатаем, — нас это содрогает или смешит. Каждая несправедливость иначе воздействовала на чувство, ибо страшились божественного воздаяния, а не только гражданского наказания и позора. Какая радость царила в то время, когда верили в черта и искусителя! Какая страсть, когда взору представали демоны, засевшие в засаду! Какая философия, когда сомнение ощущалось прегрешением опаснейшего рода, именно, хулой на вечную любовь, недоверием ко всему, что было хорошего, высокого, чистого и милосердного! – Мы наново окрасили вещи, мы непрестанно малюем их, — но куда нам все еще до красочного великолепия того старого мастера! – я разумею древнее человечество.
Иконка: К содержанию

153. Homo poeta

   Я сам, я, собственноручно создавший эту трагедию трагедий, в той мере, в какой она готова; я, впервые ввязавший в существование узел морали и так затянувший его, что распутать его под силу разве что какому-нибудь богу – так ведь и требует этого Гораций! – я сам погубил теперь в четвертом акте все богов – из моральных соображений! Что же выйдет теперь из пятого! Откуда еще взять трагическую развязку! – Не начать ли мне думать о комической развязке?

Иконка: К содержанию

154. Различная опасность жизни

Вы вовсе не знаете, что вы переживаете: вы бежите, словно пьяные, по жизни и валитесь временами с лестницу. Однако, благодаря вашему опьянению, вы не ломаете при этом себе конечностей: ваши мускулы слишком вялы, а голова слишком мутна, чтобы вы находили камни этой лестницы столь твердыми, как мы, другие! Для нас жизнь есть большая опасность: мы из стекла – горе, если мы столкнемся! И все конечно, если мы упадем!
Иконка: К содержанию

155. Чего нам недостает

Мы любим великую природу и открыли ее себе: это происходит оттого, что нашим мыслям недостает великих людей. Совсем иное греки: их чувство природы было другим, чем у нас.
Иконка: К содержанию

156. Влиятельнейший

Что какой-нибудь человек сопротивляется всему своему времени, задерживает его у ворот и привлекает к ответственности, это должно оказывать влияние! Хочет ли он этого, безразлично; главное, что он может это.
Иконка: К содержанию

157. Mentiri

   Берегись!

– он призадумался: сейчас у него будет готова ложь. Это – ступень культуры, на которой стояли целые народы. Пусть припомнят, что выражали римляне словом mentiri!
Иконка: К содержанию

158. Неудобное свойство

Находить все вещи глубокими – это неудобное свойство: оно вынуждает постоянно напрягать глаза и в конце концов всегда находит больше, чем того желали.
Иконка: К содержанию

159. Каждой добродетели свое время

Кто нынче непреклонен, тому часто его честность причиняет угрызения совести: ибо непреклонность принадлежит к добродетелям иной эпохи, чем честность.
Иконка: К содержанию

160. В обращении с добродетелями

Можно и по отношению к добродетели вести себя недостойно и как подлиза.
Иконка: К содержанию

161. Любителям времени

Поп-расстрига и освобожденный каторжник непрерывно делают лицо: чего они хотят, так это лица без прошлого. – Но доводилось ли вам уже видеть людей, которые знают, что на их лице отражается будущее, и которые столь вежливы по отношению к вам, вы, любители времени, что делают лицо без будущего?
Иконка: К содержанию

162. Эгоизм

Эгоизм есть закон перспективы в ощущениях, по которому ближайшее предстает большим и тяжелым, тогда как по мере удаления все вещи убывают в величине и весе.
Иконка: К содержанию

Фридрих Ницше. Веселая наука. Первая книга   Вторая книга    Третья книга   Страницы   13   14   15   16   17   18  19   Четвертая книга

Герман Ашкинази. Ироническая ретроскопия

Окончание. К началу
   За бутылкой коньяка в баре я не удержался и спросил, хочет ли он сейчас узнать истинный смысл слова «разгибай». Он прервал меня, попросив не трудиться, так как теперь прекрасно знает эту идиому, и с представителями неисчезающего международного племени «раз…баев» ему приходилось не раз сталкиваться и не только в Румынии и Советском Союзе. Мы посмеялись и расстались похоже уже навсегда.
Национальные корни Тумбалалайки
   Во второй половине 60-х мы с женой решили провести отпуск в Ялте. Индустрия внутреннего туризма тогда почти не существовала, и отдых предполагался диким, то есть на арендованной на месте жилплощади. Несмотря на обещания, завербовавшей нас квартирной хозяйки, мы жили довольно далеко от моря. Утром ноги сами несли нас в сторону моря, но зато вечером мы, пыхтя, взбирались на гору. После основательных занятий любовью оставалась ещё уйма времени.
   Развлечений в Ялте в то время было мало. Единственный ресторан на крыше единственной гостиницы работал в режиме живой очереди. Требовалось не менее часа — полутора отстоять в ней. Кроме того цены в ресторане не соответствовали отпускному бюджету молодых специалистов и на регулярное посещение рассчитывать не приходилось. Заезжих артистов было мало, тем более в июне.    Гастрольный чёс ещё только входил в моду.
   Однажды нам на глаза попалась свежая афиша о гастролях достаточно популярной тогда эстрадной певицы Маргариты Суворовой. Следует отметить, что в то время популярность певцу создавало не телевидение, а радио, и имя певицы было, что называется, на слуху. Решили сходить. Концерт, как концерт. Шлягеры того времени. Дежурные шутки конферансье. Но вдруг я насторожился. Ведущий объявляет исполнение русской народной песни Тумбалалайка. Я не помню текста этой песни, но запомнил припев:
   Тумбала, тумбала, тумбалалайка,
   Тумбала,тумбала, тумба ла ла.
   Поёт балалайка где-то в Клондайке
   Русская песня на чужой стороне
.
   Понятно, что такой безаппеляционный плагиат нас задел и ещё раз напомнил о наличии в братской семье народов Советкого Союза элементарного антисемитизма, отказывающем музыкальному народу в праве на авторство собственных песен.
   После распада СССР справедливость в конечном счете восторжествовала. Кобзон, Шифрин, ансамбль Турецкого и другие певцы еврейской и нееврейской национальности начали довольно часто исполнять песню на радио и телевидении. Причем в оригинале, на идиш. Были выпущены пластинки с песнями неподражаемых сестёр Берри, едва ли не впервые открывшие советским любителям народных песен ещё в 1959 году во время своих единственных гастролей в СССР, что Бублички, Купите папиросы, Тумбалалайка — это еврейские песни, в оригинале созданные еврейскими авторами.
Хотел на этом закончить, но что-то меня остановило. Полез в интернет и увидел огромное количество текстовых римейков Тумбалалайки на различных языках. Еврейская народная песня о русском народном музыкальном инструменте стала международным хитом. Ну что еще можно пожелать песне. И тогда подумал, а может прав Твардовский
   …И кому какое дело — кто играет, чья гармонь.
Текст публикуется по Ироническая ретроскопия

Артем Мухин. Псевдонаука

От редакции
     Спустя 2 года после участия в конкурсе Позитивный контент редакция узнала о занесении сайта ТЧК в белый список Позитивного контента, в связи с чем на главной странице появилось подтверждение этого позитивного факта.
     Среди других сайтов из этого списка нас заинтересовал близкий по стремлению к познанию нового блог юного волгоградца Артема Мухина AlterScience. Поэтому мы предложили Артему репринт одной из статей.
     Артем очень серьезно отнесся к нашему предложению, подробно расспросив о наших принципах, и дал согласие на репринт.
     Но в процессе подготовки репринта выяснилась одна очень нехорошая вещь, которую пропустило жюри Позитивного контента: якобы авторский текст Артема имеет нулевую уникальность по антиплагиату. При этом на сайте нет ни одного линка на исходные тексты. Простим это досадное недоразумение юному любителю науки и мы в надежде на то, что в будущем это не повторится.
     Псевдонаука — это убеждения и учения, напоминающие научные, но противоречащие современным научным знаниям. С развитием науки появилась необходимость отличать истинные знания от ложных. Благодаря научным открытиям ученые смогли доказать бессмысленность некоторых существовавших тогда псевдонаук. В XVIII веке псевдонаукой называли алхимию, которая тогда предавалась жесткой критике и была полностью опровергнута. В XIX веке в список лженаук были включены астрономия, гомеопатия и френология.
     Даже несмотря на нынешнее развитие науки, в настоящее время широко распространяются и пропагандируются псевдонаука и паранормальные верования: астрология, шаманство, гомеопатия и т. д. Продолжаются попытки осуществлять за счет государственных средств различные бессмысленные проекты, например, создание торсионных генераторов. Население оболванивается теле- и радиопрограммами, статьями и книгами откровенно антинаучного содержания. Псевдонаука стремится проникнуть во все слои общества.
Ложные научные открытия
     Интернет даёт уникальную возможность проповедовать любые псевдонаучные гипотезы и теории. Существует множество сайтов, посвященных псевдонауке. В последнее время в интернете распространилась так называемая теория физического вакуума Г.И.Шипова, более известная под названием теории торсионных полей. Также бурную деятельность в интернете развёл ещё один теоретик, претендующий на открытие новых законов природы — инженер А.В.Фролов. В его статьях можно найти описания вечных двигателей, летающих тарелок, машины времени, а также целого ряда утверждений, весьма слабо согласующихся с твёрдо установленными фактами. Российский энтомолог В. Гребенников утверждает, что создал «гравитоплан» — антигравитационный летательный аппарат, работающий на основе открытого им эффекта полостных структур. Большинство российских ученых отвергают гипотезы Гребенникова, к тому же существование этого аппарата так и не было подтверждено. В Российской академии наук существует комиссия по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований, которая в данный момент занимается подобными теориями.
Гомеопатия
     В наше время очень распространенной является альтернативная медицина, особенно гомеопатия. Гомеопатические средства изготовлены из сильно разведённых препаратов, причем большая часть гомеопатических препаратов не содержит ни одной молекулы действующего вещества. Тем не менее, предполагается, что такие лекарства вылечивают пациента от заболеваний по псевдонаучному принципу подобное подобным. Теоретическое обоснование гомеопатического принципа не соответствует научным представлениям о функционировании здорового и больного организма, безопасность и эффективность большинства гомеопатических методов лечения подвергалась недостаточной проверке, а осуществлённые клинические испытания гомеопатических препаратов не выявили различий между гомеопатическим лекарством и плацебо. Концентрация действующего вещества в большинстве препаратов просто абсурдна — например, в Анафероне и Оциллококцинуме она равна 1 молекуле на 10320 Вселенных. Однако некоторые гомеопаты считают, что действие препарата при высоких разведениях даже усиливается, объясняя это тем, что вода обладает памятью, осуществляющей передачу биологической информации. По существу вопрос о природе полей или «биологической информации» гомеопаты предпочитают не обсуждать.
Астрология
     Эта предсказательная практика существует с далекой древности. Окончательно сформировалась она благодаря работам древнегреческого ученого Птолемея. Согласно астрологии, с помощью наблюдения за космическими событиями можно предсказывать события, происходящие на Земле. Прежде всего в наше время это выражается в гороскопах, которые очень популярны среди населения. С точки зрения современной науки астрология является типичным лженаучным учением и разновидностью гадательной магии. Ни один эксперимент, имеющий целью проверить истинность утверждений астрологии, не увенчался успехом. Все усилия, направленные на то, чтобы установить достоверные статистические корреляции между расположением небесных светил в момент рождения человека и какими-либо особенностями его личности или событиями в жизни, пока не дали положительного результата. Астрологи в своих предсказаниях не показали результатов, существенно отличных от любого случайного предсказания. Те из них, кто заявляет об обладании сверхъестественными способностями, не способны действовать лучше, чем те, кто о таких способностях не заявляет.
Текст публикуется по Alter Science

Артем Мухин. Анимация работы различных механизмов

Картинка: Механизм, за счёт которого обеспечивается прерывистое движение секундной стрелки

Механизм, за счёт которого обеспечивается прерывистое движение секундной стрелки


Картинка: Радиальный двигатель

Радиальный двигатель


Картинка: Швейный механизм

Швейный механизм


Картинка: Механизм, обеспечивающий возвратно-поступательные движения

Механизм, обеспечивающий возвратно-поступательные движения


Картинка: Паровой двигатель

Паровой двигатель


Картинка: Корабельное орудие

Корабельное орудие


Картинка: Двигатель внутреннего сгорания

Двигатель внутреннего сгорания


Картинка: Двигатель Ванкеля

Двигатель Ванкеля


Картинка: Пистолет

Пистолет


Картинка: Двигатель Стирлинга

Двигатель Стирлинга

icon: Next